Царское село молочница

В 1702 году шведы были изгнаны из Саари мойс (по-фински «Мыза на возвышенном месте»). Первым владельцем земель этих стал А.Д.Меншиков, но в 1710 году Саарская мыза, как ее называли на русский манер, была пожалована Екатерине Алексеевне, супруге Петра I, будущей императрице Екатерине I. Год спустя Петр I публично объявил Екатерину Алексеевну истинной Государыней и ее загородные владения получили статус царской резиденции. 1710 год считается годом рождения Царского Села.

Царское село, Екатерининский парк, фонтан "Молочница" - Города - Личные photoshare.ru

Именно по указу Екатерины Алексеевны начинается активное строительство в Саарской мызе и к 1716 году мыза превратилась по своему административному статусу в село, став Саарским Селом, но лишь в 1808 году при Александре I было использовано фонетическое сходство в произношении слов и Саарское Село стали называть Селом Царским.

В основном облик дворцово-парковых ансамблей Царского Села сформировался к концу XVIII, благодаря хлопотам трех императриц Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Изменения XIX века коснулись в основном, оформления интерьеров дворцов, которые декорировали в соответствии с вкусами каждого нового владельца.

При Екатерине I начали строить дворец и разбивать перед ним регулярный парк. В 1735 году Царское Село по наследству перешло к Елизавете Петровне-дочери Петра I, чуть позже, став императрицей, она употребила все усилия и возможности государственной казны для придания Царскому Селу блеска, достойного «Славы всероссийской».

При ней, с нескольких попыток заново был построен Большой дворец (арх. Ф.Б.Растрелли). Знаменитым украшением роскошного дворца при Елизавете Петровне стал «Янтарный кабинет».

В наши дни полюбоваться Янтарной комнатой со всего мира приезжают миллионы туристов. Название «Янтарная» комната получила, так как стены ее декорированы нарядными панно, собранными из маленьких разноцветных кусочков янтаря. Янтарь, «Солнечный камень», — это смола хвойных деревьев, тысячелетиями таившаяся в глубинах Балтийского моря.

Янтарь обладает свойством притягивать мелкие частицы, которое называют электризация, в переводе с греческого «Электро» означает янтарь. С древних времен из янтаря делали амулеты, талисманы, а так же ювелирные украшения. Но для оформления интерьера Янтарной комнаты янтарь был применен впервые. Слишком уж он мал по размерам и разнообразен по цветовой гамме, поэтому набор крупных орнаментальных панно и деталей-задача очень сложная.

История создания «Янтарного кабинета» (так он назывался в XVIII веке) началась в 1701-1709 годах когда архитектор прусского королевского двора А.Шлютер начал изготовление для одной из комнат дворца Шарлоттенбурга мозаичных наборных панелей из янтаря. Для создания янтарных панно Шлютер пригласил мастера Г.Вольфрама, который шесть лет воплощал замысел.

Источник: http://www.hellopiter.ru/Imperial_village.html

Царское Село — г. Пушкин.

Большой пруд.

В южной части Екатерининского парка находится один из его красивейших искусственных водоемов. Из-за значительных размеров (площадь 16 гектаров, глубина до 2,5 м) пруд часто называют озером.

Коллекционный материал - 9 страница

Грот.

Первоначально здесь был небольшой пруд, образованный мельничной запрудой на реке Вангазья. В 1720-х годах он был расширен и получил форму шестиугольника. Берег пруда укрепили, а дно углубили и местами вымостили камнем. В центре пруда был устроен искусственный остров. Аллеи, проложенные по берегам пруда, павильоны Грот и Катальная горка, один спуск которой был подведен к "Залу на острову", превратили Большой пруд в главный элемент парковой композиции.

Большой пруд. Грот.

Большой пруд

Воды Виттоловского водовода, поступившие в Большой пруд в 1749 году, позволили увеличить его площадь. Автором существующей планировки Большого пруда можно назвать архитектора В. И. Неелова, по проекту которого в 1774 году берегам водоема были приданы естественные очертания и сделаны искусственные островки, полуостровки, соединенные с прудом протоки; пруд стал композиционным центром нового ансамбля. Искусно подобранная растительность делает его берега необыкновенно живописными, особенно осенью, когда каждое дерево приобретает свою окраску.

Большой пруд.Чесменская колонна

В центре Большого пруда возвышается 25-метровая Чесменская колонна из олонецкого мрамора, выполненная по проекту архитектора А. Ринальди в 1771 — 1778 годах.

Это — самый значительный из "столпов славы", созданных Ринальди.

Колонна сооружена в 1771 — 1778 годах в честь победы в морском сражении над флотом "блистательной Порты".

24 июня 1770 года под предводительством графа А. Орлова и адмирала Г. Спиридова 10 российских военных кораблей и 7 фрегатов разбили и обратили в бегство турецкого капитана-пашу Жефир-Бея, у которого было 1б линейных кораблей и более 100 фрегатов, галер, бригантин и мелких судов. Сражение это произошло в Хиосском проливе и явилось преддверием Чесменского боя 26 июня, определившего исход русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. в результате которого под командованием контр-адмирала С. Грейга был сожжен весь турецкий флот.

В ноябре 1770 года русский отряд, находившийся в Средиземном море, занял с помощью флота остров Митилены. Неприятель был обращен в бегство, остатки морских сил Турции были уничтожены. В честь этих грандиозных сражений императрица Екатерина II решила воздвигнуть монумент.

Таким образом, Чесменская колонна стала памятником трех побед: Хиосской, Чесменской и Митиленской.

Чесменская колонна

Фото: Фонтан "Девушка с кувшином "("Молочница").. Фотограф путешественник *** IRENE . Путешествия - Фотосайт Rasfokus.ru

Возведение колонны велось параллельно с углублением и изменением очертаний Большого пруда. Архитектор удивительно верно выбрал масштаб сооружения и его местоположение. Памятник покоится на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды, облицованной серым гранитом, поднимающейся прямо из воды. По центру ее восточной стороны расположена полуциркульная арка, забранная решеткой, за которой в теле стилобата находится каменная лестница, ведущая к пьедесталу колонны.

Пьедестал из синего с разводами мрамора покоится на базе, состоящей из двух прямоугольных частей: нижней из красного гранита и верхней из красного мрамора. На трех сторонах пьедестала размещены бронзовые барельефы, изображающие вышеописанные морские баталии. С южной стороны пьедестала прикреплена мраморная доска, на которой изложена история этих сражений.

Мраморный ствол колонны украшен рострами, символизирующими морские победы России (ростр — носовая часть корабля). Венчает колонну отлитая из темной бронзы скульптура орла, ломающего лапами полумесяц — эмблему побежденной Турции. Работа выполнена скульптором И. Шварцем.

Фрагмент подлинного барельефа колонны,

найденный на дне пруда.

Памятник — символ военной мощи России и неприкосновенности ее рубежей. Он особенно раздражал немецких оккупантов, поэтому, опоясав колонну тросами, они пытались свалить ее танками, но усилия оказались тщетными. Ими были похищены бронзовые барельефы, изображавшие эпизоды сражений в Средиземном море, выполненные по моделям скульптора И. Шварца. Советские солдаты увидели обезображенную, но гордо стоящую колонну. Колонна была восстановлена в 1954 г.

В 1994 — 1996 годах по проекту архитектора А. Кедринского под руководством скульптора В. Козенюка реставраторы воссоздали барельефы и в июне 1996 года к 300-летию Военно-Морского Флота России установили на свои исторические места.

Зал на острову

"Зал на острову" — так в XVIII веке назывался нарядный парковый павильон на одном из островов Большого пруда.

Искусственный остров на Большом пруду существовал уже в 1720-х годах. Он был вначале небольшой, с деревянной "осьмиугольной залой". При дальнейших перепланировках пруда остров увеличивали. В 1743 году М. Г. Земцов разработал проект Каменного Зала на острове. Его сооружение в 1746 — 1748 годах вел С. И. Чевакинский, а в 1749 году законченный Зал, так же как и Эрмитаж, был заново отделан по проекту Б.-Ф. Растрелли. В это же время на остров был перекинут от берега пруда мост, впоследствии разобранный.

В 1794 году архитектор Дж. Кваренги перестроил Зал. Одновременно и остров был увеличен до современных размеров (1,5 гектара). Кваренги сохранил размеры павильона, но уничтожил барочную отделку его фасадов. Единый зал внутри павильона Кваренги разделил на три. После переделки Кваренги Зал на острове неоднократно перестраивался: в 1816 году — архитектором Л. Руска,а в 1819 году — В. П. Стасовым, который существенно изменил интерьер, украсив его колоннами искусственного мрамора и живописью работы Ф. Брандукова.

Зал-на-острову

Наполовину скрытый деревьями павильон прекрасно вписывается в зеленый массив паркового ансамбля. Снаружи он довольно скромен, но интерьер роскошью отделки напоминает Большой зал дворца.

Фонтан Молочница. Царское Село.Фото

Во времена Екатерины II здесь играл оркестр духовых инструментов. В XVIII и начале XIX века зал, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Для этих целей рядом с ним была построена небольшая кухня, уничтоженная в начале XX века. В это время в зале хранились грелки, которыми обогревались катающиеся на катке, устроенном на озере. В 1911 году, в связи с устройством Царскосельской Юбилейной выставки, в зале был открыт ресторан, для чего остров соединили с берегом при помощи понтонного моста.

С 1912 по 1941 год зал был законсервирован, зимой в нем хранились лодки. Зал серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны.

Пристань на берегу Большого пруда.

В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком.

Одновременно с постройкой Гранитной террасы в 1810 году на берегу Большого пруда Л. Руска построил Большую гранитную пристань — очень простую, в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками.

В 1850-х годах пристань была украшена гальванопластическими статуями Боргезского бойца и Дискобола, не сохранившимися до нашего времени.

Неподалеку от пристани в окружении деревьев находится, быть может, самый популярный благодаря своей поэтичности памятник Екатерининского парка — фонтан "Молочница" (Девушка с кувшином).

В 1808 — 1810 годах по распоряжению Александра I садовый мастер Дж. Буш и архитектор Л. Руска заново благоустраивают участок на месте бывшего павильона Катальной горки. Склон между Гранитной террасой и Большим прудом обрабатывается в виде зеленых уступов, проводятся новые дорожки, спускающиеся от Террасы к пруду. Устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформляют фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. Уже тогда возникает вопрос об украшении скульптурой этой части Екатерининского парка, однако фигурка "Молочницы" появилась лишь летом 1816 года. Она отлита из бронзы в мастерской императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Фонтан «Девушка с кувшином»

На большом гранитном валуне помещена бронзовая фигура сидящей девушки, Она печально склонила голову, подперев ее одной рукой, другой она держит осколок ручки разбитого кувшина. Из полуразбитого кувшина, лежащего у ее ног, выливается струйка родниковой воды, поступающая в бассейн, соединенный с фонтаном. Строители оформили бассейн в виде грота, к которому вела лестница из пудостского камня. Грот был уничтожен в середине XIX столетия.

Сюжет композиции заимствован из басни французского поэта XVII века Ж. Лафонтена "Молочница". Девушка-крестьянка по дороге на базар мечтает о своем будущем богатстве. Представив мысленно свои мечты осуществленными, она подпрыгнула от радости, забыв, что несет кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось, и опечаленная девушка присела на краю дороги, раздумывая о своем несчастье.

Не шутливая назидательность басни Ж. Лафонтена, послужившей сюжетом для этой скульптуры, привлекла П. П. Соколова, слепившего модель фигуры, а состояние светлой печали, хорошо выраженное позднее в известных пушкинских строках:

Царское Село - это государственный музей-заповедник. / Пушкин / agentika.com

"Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печальна сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит."

Фонтан "Молочница"

Бронзовый оригинал "Девушки с кувшином" (авторская гипсовая модель хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге) помещен в фонды музея-заповедника "Царское Село", а новая копия, выполненная на заводе "Монументскульптура", установлена в парке в июне 1990 года.

Павильон Грот

Павильон Грот на северном берегу Большого пруда был возведен по повелению Елизаветы Петровны в 1749- 1779 годах архитектором Ф.-Б. Растрелли. Основные работы по возведению павильона проводились в 1755 -1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 1760-х годах. Замысел Ф.-Б. Растрелли — украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом — не был осуществлен.

"Грот", А.О.Константинова, 1894 г. акварель

В 1771 году Антонио Ринальди осуществил отделку интерьеров павильона. Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам архитектора, сохранилась до наших дней. Ф.-Б. Растрелли был вынужден к тому времени уехать из России из-за разногласий с царствующей Екатериной II и её художественными взглядами.

Большой пруд. Вид на павильон Грот

Изысканный силуэт павильона, окруженного деревьями старого парка, отражается в зеркальной глади пруда. Окруженный с трех сторон водой, будто выросший из ее глубин, запоминающийся своим высоким восьмигранным куполом и рельефными стенами, Грот был первым сооружением, оживившим пустынную панораму берегов.

Грот. Фасад со стороны Старого сада

Грот как бы связывает регулярную и пейзажную части парка. Не случайно Растрелли создал его фасады одинаковыми, подчеркнув тем самым равное его значение и в композиции Старого сада, и в панораме пруда.

Фонтан Молочница - Энциклопедия Царского Села

Грот. Фасад со стороны пруда.

Фасад Грота украшают группы рустованных колонн по углам здания и у выступа портала с разорванным лучковым фронтоном. Ребра купола, круглые окна (люкарны) его барабана отделаны резными гирляндами с фигурами путти. Необычен скульптурный декор Грота: с наличников окон смотрят маски покровителя водной стихии Нептуна, скульптурные изображения наяд и тритонов, а в обрамления дверей включены рельефные изображения дельфинов, амуров с сосудами и морскими раковинами, декоративных струй воды и водорослей. Фасад и капители колонн тоже украшены масками Нептуна и барельефами с изображениями сплетенных хвостами дельфинов.

Грот. Окно двери

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа: на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений.

В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в 1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм.

Грот. Фрагмент.

Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу Большого пруда.

Вид на Грот и Камеронову галерею в Екатерининском парке Царского Села (Санкт-Петербург (Россия). Цветная фотолитография XIX века (1890—1900

У павильона Грот в Старом саду.

В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом. Внутри Грота были теперь не стены из глыб туфа, а картины, гравюры, статуи и вазы. В частности, Грот украшала статуя философа Вольтера, сидящего в кресле, изваянная Ж. А. Гудоном в 1781 году. Все эти предметы искусства находятся сейчас в Государственном Эрмитаже. Впоследствии павильон неоднократно переоборудовался и украшался в различных стилях. Так, в XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры "Умирающий Галл" и "Гладиатор".

"Гладиатор"

"Умирающий галл"

До середины XIX века внутри здания стояла колоссальная статуя Императрицы Екатерины II в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

Гостиную и спальню Николая II можно будет увидеть в конце 2018 года Журнал о путешествиях по России Страна.Ру

Cкульптура Екатерины в интертере павильона.

В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971 — 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.

Павильон органично вписывается в окружающийся пейзаж и виден со всех сторон берега Большого пруда.

Источник: http://www.renclassic.ru/Ru/35/1289/?page=4

Еще по теме:

  • Урогенитального и респираторного хламидиоза Вопрос: Что такое респираторный хламидиоз? МедКоллегия www.tiensmed.ru отвечает: 12 августа 08:27, 2014 Несмотря на то, что хламидиоз считается венерическим заболеванием. существуют различные клинические формы этой инфекции. Среди них особенно выделяется респираторный хламидиоз. Он имеет значительные отличия от других форм этой […]
  • Трихапол при молочнице Трихопол — эффективное средство или выдуманный миф? Трихопол — известное лекарственное средство, отпускающееся в аптеках без рецепта. Назначается для лечения широкого спектра заболеваний. Он эффективно влияет на некоторые виды бактерий, обитающие в половых органах женщин и мужчин и являющихся причинами многих заболеваний […]
  • Стрижаков эндометриоз Внутренний эндометриоз В России распространены две классификации внутреннего эндометриоза (ВЭ) в зависимости от глубины поражения миометрия и степени вовлечения в процесс смежных органов. Б.И. Железнов и А.Н. Стрижаков [1] выделяют три степени ВЭ: I - прорастание слизистой оболочки на глубину одного поля зрения при малом увеличении […]
  • Теплый душ при лактостазе Лактостаз может быть очень опасен Лактостаз – это скопление молока в протоках млечных желез. Причины лактостаза Молоко вырабатывается в особых железистых клетках молочной железы – ацинусах. В каждой железе ацинусов от 15 до 25. Ацинусы соединяются протоками с соском. В том случае, если ацинус вырабатывает молоко, но оно не […]
  • Температура а потом герпес Герпес в полости рта фото Герпес во рту – широко распространенное заболевание, в большинстве случаев не несущее серьезной опасности больному. Этот вирус герпеса 1-го типа присутствует у большинства людей в латентной форме и активизируется при ослаблении иммунитета - многие помнят пузырьковые высыпания на губах, возникающие в период […]
  • У мужа половой герпес Генитальный герпес Опасность представляет именно половая герпесная инфекция. В основном она передается через интимные отношения. Это заболевание провоцируют следующие вирусы: ВПГ- I (простой герпес 1 типа); ВПГ- II (простой вирус 2 типа). Зачастую человек инфицируется 2 типом вируса. Но и 1 тип, который раньше провоцировал простуду на […]
  • Хламидиоз l-формы Симптомы и лечение легочного хламидиоза у взрослых и детей Что такое хламидии и каков их жизненный цикл? У человека различные заболевания могут вызывать три типа микроорганизмов: Chlamydia trachomatis. которая провоцирует воспаление слизистой глаз и воспаление органов мочевыведения и воспроизводства, Chlamydia psittaci. которая […]
  • Хламидиоз бронхов Легочный хламидиоз: симптомы, диагностика, лечение Симптомы и лечение легочного хламидиоза у взрослых и детей Легочная форма хламидиоза – это недуг, провоцируемый микроорганизмом из рода хламидий. Заболевание затрагивает по большей части бронхи, в связи с этим легочный хламидиоз нередко протекает с развитием бронхиальной астмы и […]
  • Фиброзная мастопатия 3 степени Фиброзно-кистозная мастопатия: диагностика и способы лечения Содержание Боль в груди часто вызывают мастопатические узлы. Что это, как лечить, и почему врачами рекомендуются гирудотерапия при мастопатии, диета, физиотерапия? Какие есть противопоказания при лечении? Что это? Понятие «мастопатия» описывает изменения тканей молочной […]
  • Хориокарцинома пузырный занос Это весьма рдкое заболевание. Хориокарцинома наблюдается преимущественно у повторнобеременных. Считается, что хориокарцинома возникает из элементов трофобласта предшествующей беременности — нормальной или патологической (пузырной занос). Отдаленные метастазы встречаются у 5% больных. Хориокарцинома характеризуется гематогенным […]